Сократ из барака и его ученики



«Это он определил наши поколения люмпен-интеллигенции, определил и статусом и духом. Не купившись и не продавшись, выжив, не посещая салонов Ягоды (как Мандельштам или Бабель – за что посадили), выжив с керосиновой лампой в век лампочки Ильича, с керогазом и примусом – не хотел он новой квартиры в Черемушках, ничего не хотел, только палых осенних листьев, только – тихо и мудро дышать».    (К.К.Кузьминский)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Московский микрорайон, а прежде пригородный поселок Лианозово вошел в историю отечественной литературы благодаря т.н. «лианозовской группе». Своему названию она, как нетрудно догадаться, обязана расположению — члены группы жили недалеко друг от друга, а очагом и центром притяжения являлась квартирка Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893-1979), поэта и художника, в юные годы подававшего надежды композитора (его отмечал Александр Глазунов), находившаяся в одном из бараков подле станции «Лианозово» Савёловской железной дороги. В группу, помимо самого Кропивницкого и его детей – сына Льва и дочери Валентины, входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин. Круг «лианозовцев» складывался постепенно и подчас спонтанно, соседские и товарищеские связи перерастали в дружбу, и это единство стало, в свою очередь, той почвой, на которой впоследствии произросла эстетическая и мировоззренческая платформа. «…Была и не группа, не манифест, а дело житейское, конкретное. Хоть и объединяло авторов в конечном счете в чем-то сходных» — замечал Всеволод Некрасов. Однако при несомненном сродстве, имелись и расхождения, особенно среди художников, один из которых как-то признал, что «нас объединяет только несвобода…». В произведениях «лианозовцев» ярко предстала незаретушированная советская повседневность первых послевоенных десятилетий. Это на обложках «Огонька» все выглядело парадно, торжественно, и, как бы сказали сейчас, «глянцево», в реальности же большая часть населения жила отнюдь не зажиточно, а бедно, скученно и убого, ютясь в коммуналках или бараках в рабочих поселках, не говоря уж о поселениях лагерных... Стоит ли говорить, что подобному существованию редко сопутствовал высокий уровень бытовой и интеллектуальной культуры: водка, «кухонные» скандалы, культ грубой силы, драки, всеобщая подозрительность, какой-то надрыв, находящий выплеск в пьянстве, и удушливое ощущение несвободы были привычным фоном этой жизни … Творчество «лианозовцев» — принципиально неподцензурно, хотя и нет в нем яркой политической окраски, разве что у Яна Сатуновского. Однако, их поэтика – нарочито «низкая» и «антиэстетичная» - вызывала у представителей официальной литературы еще большую оторопь, нежели диссидентские декларации. «Лианозовцы» использовали в своих сочинениях повседневный язык барака и улицы, обрывки фраз, будто случайно выхваченные в трамвайной сутолоке или подслушанные в очереди в «пивнуху», одним словом, речевой поток рядового советского обывателя. Прекрасный образец подобной «барачной поэзии» являют стихотворения старейшего представителя группы и ее негласного лидера – Евгения Кропивницкого: 

У забора проститутка. 
Дева белобрысая. 
В доме 9 – ели утку 
И капусту кислую. 
Засыпала на постели 
Пара новобрачная. 
В 112-ой артели 
Жизнь была невзрачная. 

Однако, как литературоведы, так и спутники «старика» Кропивницкого отмечали, что в его творчестве струился какой-то мажорный свет, которого недоставало лианорзовцам младшего поколения. На все неприглядные стороны окраинной жизни он смотрел с умудренной иронией, и собственный убогий быт ему был дороже высокого космического порядка: 

Там ужасы вращений 
В звездах свод неба весь 
Здесь водка, угощенье – 
И нам уютней здесь. 

Или: 

Я поэт окраины 
И мещанских домиков 
Сколько, сколько тайного 
В этом малом томике: 
Тусклые окошечки 
С красными геранями, 
Дремлют Мурки-кошечки, 
Тани ходят с Ванями. 


Еще сильнее это чувствуется в живописных работах Кропивницкого, особенно в его девушках, каких-то воздушных и «нездешних». Его созерцательная умиротворенность, не говоря уж об эрудиции и прямой связи с традициями Серебряного века и русского авангарда, и притягивала к Кропивницкому людей, вокруг него беспрестанно «роились» ученики и поклонники. Еще ребенком Генрих Сапгир занимался в литературном кружке при Доме художественного воспитания, который вел друг Евгения Леонидовича — Арсений Альвинг. В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Сапгир не застал своего учителя в живых, и талантливого юношу приметил и взял в свой художественный кружок Кропивницкий. Вскоре Генрих стал в его семье как родной. Кстати говоря, в этом же кружке занимался будущий тесть Евгения Леонидовича — Оскар Рабин. Сапгир сравнивал своего учителя с античным или древнекитайским философом, для которого духовные искания превыше каких бы то ни было земных невзгод. Кропивницкий никогда не доктринерствовал, а манера его общения с учеником чем-то напоминала сократическую «майевтику»: в непринужденной беседе, между слов он делился своими знаниями и помогал ученику познать себя, узреть затаенные доселе искры таланта и выудить их из глубин неосознанного, наполнить формой и содержанием. 

В 1967 году приехал покорять столицу молодой поэт из Харькова — Эдуард Лимонов. Он довольно быстро сошелся с лианозовским кругом, в особенности, с Евгением Кропивницким. Фрагментами эссе Эдуарда Вениаминовича о «мудреце из барака» мы и завершим нашу зарисовку: «В Долгопрудную мы ездили на автобусе. Перейдя шоссе, шли по мосту через пруд, сзади на той стороне, на холме, оставалась церковь, слева был негустой домашний лесок, а держась правой стороны, через сараи мы попадали в барак, где и жил мудрец и наш учитель — Евгений Леонидович Кропивницкий. Мудрец жил, как и подобает мудрецу — в крошечной комнате с печью, в обществе художницы, жены и партнёра по отрешению от жизни и страданиям: старенькой Ольги (...) Однако именно Кропивницкий стал родоначальником барачной школы поневоле. Просто ровесника Маяковского (он родился в 1893 году!) судьба забросила в барак, где он, забытый миром и властями, слава Богу, выжил. Но увидел чёрный мир бедноты, мир оборванцев и чернорабочих: 

У мусорного бака 
У стока грязных рек 
Голодный как собака, 
Оборвыш-человек… 

Евгений Леонидович был такой светлый и положительный, что все ужасы быта не смогли его забить. В стихах его неизменно звучат светлые и даже юмористические оттенки(...) Несмотря на мои собственные трудности, я находил время для перепечатки его стихов, а стихи Кропивницкого волновали меня своей первозданно наивной прелестью. Если Холина и Сапгира достала и вдохновила чёрная сторона барачной лирики Кропивницкого, то меня как раз светлая: 

Расцвела намедни липа, 
Сладок липы дух,— 
Чтоб мы, грешные, могли бы 
Жить бы без прорух… 

— перепечатывал я для Кропивницкого (второй экземпляр оставлял себе) какую-нибудь его «Сектантскую». И умилялся окончанием стихотворения: 

…наш Иисус ей-ей 
Сам уехал в троллейбусе 
К дамочке своей. 

(…) У них всегда было чисто и пахло печью или жжёным керосином. (...) Мне кажется, что он относился ко мне по-особому, что он любил со мной общаться. Помню, мне передавали, когда я долго не появлялся в Долгопрудной: «старик о тебе спрашивал» или «старик тебя ищет». Иногда он придумывал какой-нибудь предлог, скажем, беспокоился о своей тетради со стихами. Когда же я приезжал с искомой тетрадью, он забывал о ней спросить. Однажды я так и уехал обратно в Москву, не отдав ему тетради. Тетради свои он оклеивал простонародным ситцем. (...) Примитивная дурь советской власти того времени сказывалась и в том, что они должны были миллионными тиражами нести Хлебникова в массы, поощрять Кропивницкого и его ученика Холина, расклеивать всё это в троллейбусах. Вытащить на свет божий наследие футуристов и будетлян, прославлять Татлина, окрасившего на 1-ю годовщину Октябрьской революции деревья на Красной площади в красный цвет! Ведь это всё были национальные силы! (…) А Евгений Леонидович сидел в бараке, и его, и Ольгу Потапову пытались обидеть пьяные пролетарии. Сараи, жидкая зелень, куры, бродящие между сараями, бельё на веревках через двор, пошатывающиеся мужики в майках на крыльце, ощерившиеся подростки курят в глубине двора — такой мне запомнился навсегда поселок Долгопрудная.(...) Однажды мы с ним сидели у какой-то мутной загаженной реки и долго смотрели па колыхающийся в гадкой заводи труп собаки. Труп был розовый. К реке мы пришли после довольно длительного перехода. Старик любил и умел ходить.(...) Его философию, случайно выразившуюся в спокойном созерцании трупа розовой собаки, я бы назвал советским стоицизмом». 

Две работы Евгения Леонидовича Кропивницкого, датированные 1963 годом, — "Пейзаж" и "Три девушки", а также рисунки его детей — Льва и Валентины вошли в коллекцию июльского аукциона "Антиквариума". Еще большую ценность придает работам их провенанс — архив одного из ключевых представителей "лианозовской школы" Генриха Сапгира.