"Самозвери" Александра Родченко и Варвары Степановой на аукционе 30 января.

Бесспорным топ-лотом наших грядущих торгов стал авторский отпечаток фотографии Александра Родченко и Варвары Степановой "Самозвери" (1926). Этот снимок предназначался для неосуществленного издания одноименной книги Сергея Третьякова (1892-1937).
Стихотворение "лефовца" Третьякова о том как дети, вооружившись корытами, ветками и прочим подручным материалом, имитируют во дворе зоопарк, перевоплощаясь в слона, тюленя и черепаху, было впервые опубликовано в 1926 году в журнале «Пионер» с выполненными в реалистической манере иллюстрациями художника Бориса Покровского. Однако, к оформлению отдельного издания автор решил привлечь своих коллег по "ЛЕФу" — Александра Родченко и Варвару Степанову. Их очень увлекло это предложение, дававшее им возможность опробовать в детской книге опыт своих экспериментов в дизайне и фотографии. При помощи клея, ножниц и бумаги Варвара Степанова по чертежам мужа сделала игрушки, составленные из простейших геометрических форм. Так возникли и персонажи для задуманной книги - целый бумажный зоопарк, где прогуливались маленькая девочка и маленький мальчик. Затем Александр Родченко стал фотографировать бумажные фигурки под различным углом. При разном освещении фигурки отбрасывали красивые тени разной формы, и изображение словно оживало. Двое взрослых художников долго «играли» бумажными игрушками, и постепенно стихотворение за стихотворением получали «сценическое воплощение».
Увы, одна из самых авангардных детских книг СССР, анонс которой был уже дан в "Новом ЛЕФе", так и не вышла в свет. Одной из причин была дорогая стоимость печати фотографий. Остались только снимки к ней, один из которых - с печатью Родченко - будет представлен 30 января на аукционе "Антиквариума".
Память о "Самозверях" долгое время жила в среде исследователей русского авангарда, и только в 2010-е годы (сперва во Франции, затем в России) книга, наконец, увидела свет.
По словам Игоря Гулина, «даже по меркам экспериментальной мультипликации годов 60-х "Самозвери" выглядят пришельцами из другого мира. А среди наследия Родченко они кажутся сейчас одной из самых радикальных, новаторских вещей. На этом фоне только что переизданные коллажи к поэме "Про это" Маяковского скучны и очевидны».