От «арефьевцев» до концептуалистов: «неофициальная культура» Москвы и Ленинграда на аукционе 18 декабря.

 

Вторая сессия заключительного в уходящем году аукциона «Антиквариума» посвящена нонконформистскому искусству и неподцензурной литературе советского периода.

 

В коллекции:

 

- к 90-летию Анатолия Зверева - ранний живописный автопортрет, автобиография, афоризмы и редкие фотографии;

 

- живопись и графика Александра Арефьева, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Дмитрия Шагина, Леонида Сокова, Валерия и Риммы Герловиных, Эдуарда Гороховского, Сергея Бордачева, Рустама Хамдамова, Бориса Кочейшвили и других;

 

- автографы поэтов Генриха Сапгира, Игоря Холина, Ольги Седаковой, Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Татьяны Щербины, Тимура Кибирова, Алексея Парщикова, прозаиков Юрия Мамлеева, Юрия Арабова, Аркадия Бартова из архива издателя Руслана Элинина;

 

- оригинальные отпечатки ведущих фотографов-нонконформистов;

 

- артефакты, связанные с историей московского концептуализма, и автографы художников-нонконформистов Оскара Рабина, Илья Кабакова, Дмитрия Плавинского, Николая Вечтомова, Владимира Немухина, Игорь Снегура и других;

 

- к 75-летию Гран-Бориса – автографы стихов и прозы, графика, живопись и фотографии Бориса Кудрякова;

- детские книги с иллюстрациями Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Виктора Пивоварова;

 

Аукцион состоится во субботу, 18 декабря, в 16-00 по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 25 («Антикварный центр на Садовом»).

 

Каталог

 

Совсем недавно исполнилось 90 лет со дня рождения Анатолия Тимофеевича Зверева (1931-1986) — одной из самых ярких и спорных фигур отечественного искусства второй половины XX века.  «Теперь, с временной дистанции, Зверев видится одним из последних, быть может, потому наиболее ярких воплощений самого "духа живописи" в русской художественной культуре, редкой вспышкой чисто живописного артистизма. Он представлял собой поток, в котором бурлила яростная энергия живописи, отстаивающая свое право на самоценность» (Сергей Кусков). В память мастера каталог открывает специальный «зверевский» раздел и один из топ-лотов аукциона — «Автопортрет» Анатолия Зверева, написанный в 1957 году. Эта дата — поворотная и для Зверева, и для всего советского нонконформизма.  На выставке, работавшей в дни Международного фестиваля молодежи и студентов, была показана новая западная живопись, ставшая катализатором поисков нового выразительного языка для целой плеяды молодых советских художников. Тогда же в Парке Горького проходил живописный конкурс, на котором  никому не известный 26-ти летний маляр Анатолий Зверев был признан главным судьей — известным мексиканским художником-модернистом Давидом Альфаро Сикейросом — единоличным победителем. Большой интерес представляют машинописная «Автобиография» (1985) художника и рукопись  «Афоризмов Зверева А.Т.» (1980-е), своеобразного «автоинтервью» на самые разные темы — от искусства до «девочек». Также в каталог вошли редкие фотографии художника, в числе которых — вероятно, последний прижизненный снимок, датированный декабрем 1986 года.

 

Одним из мест зарождения ленинградского нонконформизма была Средняя художественная школа (СШХ) при Академии художеств, в стенах которой в середине 1940-х годов встретились Александр Арефьев, Шолом Шварц, Валентин Громов и Владимир Шагин.  Юноши,  разочаровавшиеся в искусстве соцреализма с его тотальной лакировкой действительности, не боялись смелых  художественных экспериментов, за что скоро поплатились — были обвинены в формализме и практически в полном составе отчислены. Изгнанники   объединились в независимый «Орден нищенствующих живописцев», в который также вошли ученик архитектурного техникума Рихард Васми и поэт Роальд Мандельштам,  и начали проводить небольшие квартирные выставки. «Подобных групп нигде, кроме Петербурга, в сороковых, да и в начале пятидесятых годов не было» (Валерий Траугот). В коллекции аукциона — характерная «Пара на траве» (начало 1950-х) Александра Арефьева, графика Рихарда Васми, Шолома Шварца и Олега Фронтинского — художника, не входившего в «Орден», но поддерживавшего дружеские связи с «арефьевцами». Второе поколение ленинградского неофициального искусства — в графике Дмитрия Шагина, авторском фарфоре Ольги и Александра Флоренских.

 

Московская линия  нонконформизма представлена работами  Эдуарда Гороховского, Леонида Сокова, Сергея Бордачева, Валерия и Риммы Герловиных, Бориса Кочейшвили, Владимира Янклилевского, Владимира Яковлева, Игоря Чубарова, Вячеслава Калинина, Рустама Хамдамова, Павла Пепперштейна. Фотолетопись андеграунда — в уникальной коллекции снимков из частного собрания, на которых запечатлены ключевые фигуры и события эпохи: квартирная выставка Оскара Рабина (в числе гостей — Виталий Комар, Михаил Одноралов, Евгений Рухин, Владимир Алейников), фотопортреты Василия Ситникова, Владимира Немухина, Оскара и Александра Рабиных, Лидии Мастерковой, Александра Харитонова, легендарная выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975). Топ-лотом стала групповая фотография участников упомянутой выставки — Николая Вечтомова, Владимира Немухина, Игоря Снегура, Дмитрия Плавинского, Отари Кандаурова, Эдуарда Дробицкого, Александра Харитонова, Вячеслава Калинина, Владимира Янкилевского — с их автографами, а также снимок арт-объета Дмитрия Плавинского, посвященного памяти Евгения Рухина и Алексея Паустовского, с авторским «переводом» на обороте. Бесспорный исторический интерес являют неопубликованные мемуарные очерки Ларисы Галкиной (1928-2013) «Это было давно: Воспоминания о друзьях-художниках».

Лев Рубинштейн, один из ведущих представителей московского концептуализма, отмечал свойственную для андеграундных поэтов его поколения привычку «...общаться по преимуществу с художниками и «заражаться» идеями новейшего изобразительного искусства в гораздо большей степени, чем современной нам словесности, эстетические границы которой нам казались бесконечно архаичными. Кстати, из сферы изобразительного искусства и пришло и прилепилось к нам и такое понятие, как «концептуализм»».  Несомненным топ-лотом раздела, посвященного московскому концептуализму, стало самиздатовское собрание сочинений Дмитрия Александровича Пригова с дарственной надписью Льву Рубинштейну, многолетнему другу и соратнику. Примечательны фотографии акции группы «Гнездо» «Помощь советской власти в борьбе за урожай» (1976), альбомы и описания инсталляций Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Олега Васильева с дарственными надписями художников.

 

С именами художников-нонконформистов связан настоящий расцвет советской детской книги, пришедшийся на 1960-1980-е гг. Практически лишенные возможности выставлять свои неподцензурные работы, художники вынуждены были «мигрировать» в книжную иллюстрацию, дававшую и заработок, и возможность легального существования в советском правовом поле.  «Это вот благодаря Кабакову — вспоминал Олег Васильев — Он сказал: “Вы занимаетесь глупостью, надо идти в детскую иллюстрацию. Там работа более-менее свободная, и там поспокойней. Заработаете, а потом будете заниматься своим”. И мы сначала с Эриком [Булатовым] по отдельности взяли книжки, а потом получилось, что он помогал мне, я помогал ему книжку сделать». А весной и летом, по словам Булатова, художники «разбегались по своим мастерским, и каждый был абсолютно свободен». На торгах будут представлены детские книги — классика мировой литературы и сочинения советских литераторов — с иллюстрациями Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Олега Васильева.

 

 

 

Аукцион состоится субботу, 18 декабря, в 16:00 по адресу:

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.

 

 

 

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно 

по электронной почте info@anticvarium.ru
по телефону: +7 (495) 374-5090

или на странице лота через интернет-площадку Bidspirit

 

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 17 декабря включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях.

 

 

 

Участвовать в торгах можно через интернет-площадки:

Bidspirit.com

Smartauctions.ru

 

 

Следите за нашими новостями в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram